Не многие делайтесь учителями, зная, |
что мы подвергнемся большему осуждению. |
Апостол Иаков (Иак. 3:1) |
Время праздников – быстротечно. Время будней – неотвратимо. Вот оно и пришло – неотвратимое. Это я о Федерации. Новорожденной. Здесь – просто классика. На пороге роддома – цветы. А после – подгузники, пеленки, детское питание. |
Слава Богу, к моменту регистрации общественной организации «штаб-квартира» у нас уже была. Ею стало кафе Ван Чена «Цин Сян» (фото 1). Кстати, первое в Чите заведение классической китайской кухни – в штате (за исключением хозяина и его семьи) китайцев не имело. Твердость убеждений старшего товарища я оценил по достоинству. |
С президентством – тоже не вопрос. К этой, больше почетной, представительско-координационной деятельности на общественных началах я был готов (фото 2, 3). А что с рутинно-повседневной хозяйственной работой? Ведение документации, аренда тренировочных помещений, реклама… Найти желающих биться за это при тех доходах, что давало наше дело, было ой как непросто. После целой полосы проб и ошибок задачу все-таки решили. Выручил старый каратист-товарищ Игорь Трифонов. Предложил на должность председателя Федерации своего приятеля Владимира Сугатова. Этот добродушно-округлого вида человек был замдиректора облдрамтеатра. Поругался с руководством. Уволился. Выживал тем, что мастерил… какие-то замысловатые кисточки для местного Союза художников. Ушу любил… чисто платонически. На этой любви, обещаниях, что скоро станет стройным как Ли Брюс, а повезет – так и разбогатеет сказочно – мы Володю и «купили». Бухгалтера он нашел сам. Быстро. |
Пожалуй, сложнее всего оказалось, как ни странно, на первый взгляд, с тренировочными методиками. А чего странного? И дунганские, и мои (чисто семейные, для «тигров-одиночек») не годились. На сопки по ночам, да чурки тяжеленные там друг в друга метать – обычных людей не заманишь. Им белое кимоно, как у каратистов, и теплый спортзал подавай. Тайцзи Цюань в Чите тогда вообще не понимали. Ценность практик «гунфу дня, сезона» для обывателя – тоже была не высока. Выручал «цзибенный» даоинь, который продвигали как китайскую йогу. А еще – московская «библиотека» и то, что видел на тренировках Германа Попова – на массовку работало лучше всего. |
Хорошо поддержал на первых порах Ван Лиюань. Его провели по документам как внештатного инструктора Федерации и закатили на базе СКА ЗабВО впервые в регионе несколько циклов семинарских занятий по традиционному ушу. Тут мы даже братьев-каратистов обошли. От них «натуральные японцы» в забайкальских спортзалах еще не появлялись. |
Акцию обставили – чин по чину. Всем участникам семинара выдали соответствующие справки (не обошли, естественно, и себя любимых) (фото 4). Внештатнику – в заключение, а заодно и под убытие его компании из Читы, – торжественно вручили дорогой фотоаппарат (личная просьба нашего первого официального китайского тренера). |
Опыт дружественного приграничного взаимодействия обсудили на совете Федерации. Затвердили, что именно реальное сотрудничество с китайскими специалистами может и должно стать нашей «фишкой» в привлечении к занятиям "широких народных масс". Международный консультант (так именовался Юрий Иванович) установку поддержал. Пообещал обеспечить нового тренера. И обеспечил. В очередной раз по хозяйственным делам съездив в Харбин. |
Еще раньше в разговорах с глазу на глаз мы с Ван Ченом решили – в «ушуйских делах» на пустышки не размениваться. То есть привлекать в Читу для работы только мастеров традиционных, а не тех спортсменов от ушу, кого начали в изобилии «ковать» в китайских вузах по государственным программам. Очередное «привлечение» по имени Юй Пин соответствовало всем требованиям. Отроду имело 32 года. Из них 22 – отдано ушу. В родной семье – занятия шаолинем. После – школа Тхай цзу и Син Цюань (Тхай цзу – «путь от предков», и – «мысль», син – в данном случае – «движение»). Уроки непосредственно от ее создателя Лю Син А. Основательное знакомство с Саньда. Факультет ушу Харбинского института физкультуры. Зачеты с экзаменами по государственным программам: Чань и Нань Цюань, Синь И, Багуа, Тайцзи. Семинар по цигун, проведенный со студентами преемником в 13-м поколении Традиции даосской школы Тай И Тхе Сун Пай мастером Ли Чжаошином. «Бегство» в Цилинь к Шие Ли, чтобы стать его личным учеником… |
Кстати, школа, о которой идет речь, очень древняя. И – достаточно закрытая. Много лет мы пытались найти о ней хоть какие-то упоминания в интернете. Результата – никакого. И вот совсем недавно один из ростовских сподвижников (о Ростове-на-Дону разговор еще впереди), в настоящее время руководитель Центра изучения традиционных воинских и оздоровительных систем «Увэй» Дмитрий Елин, оправдывая дружеское звание «Гения интернетного сыска», выловил-таки «золотую рыбку» – видеосюжет о наследниках великого учителя Тхе Сун Цзы – мы с удовольствием предлагаем его нашим единомышленникам. |
Впрочем, вернемся в Читу 1991-го. |
Шефство над ценным кадром взял лично Ван Чен – оплачивал все виды довольствий и удовольствий. Федерация официально договорилась с арендой квартиры и залом для занятий на СКА. Я, дополнительно, – с рекламой в газетах (Фото 5, 6). Вначале (и это отныне станет традицией) тренировались исключительно «китайским кругом». Понятно – автор этих строк, Юрий Иванович, его сын Витя (Ван Вэй Я) и дочка Лида (Ван Ли Цзя). Когда «вышли на люди», увидел – обучение пошло, мягко говоря, с пробелами. Скажем, практики цигун (Тай и йоу мин гун) не закреплялись необходимыми для их реальной действенности упражнениями. В частности, специальными «дорожками» Йю Хуан Чо (так примерно звучит по-русски, а переводится как «замыкание яшмового кольца»). На вопрос – почему так? – услышал ответ… хоть и «традиционного», но уже, увы, нового китайца – мол, для этих и так сойдет. |
Читинские старики были другими. Они просто и ЧЕСТНО – не учили «этих» своему искусству. А уж если брались за что-то – брались по-настоящему. Не хотели терять себя. |
Впрочем, времена наступили иные. И не просто наступили. Понеслись. Загромыхали. Следом за Юй Пином (визовый режим ставил свои рамки) в Чите появился Сун Фу Мин, специалист по «Боксу богомола Великого Предела цветка Сливы» (Мэй Хуа Тайцзи Танлан). Более искренний, угрюмоватый сверстник Юй Пина высших образований не имел, но учил хорошо. Особенно к нему тянулась детвора. Кстати, именно с его тренировок начал свой путь в Традиционное ушу тогда еще совсем подросток, ученик единственной в регионе школы с углубленным изучением китайского, а сейчас авторитетный в России мастер «внутренних стилей» Андрей Черемухин (живет и тренирует в Новосибирске). |
Не ограничиваясь тренерами «экзотическими», мы готовили и свои кадры. Добились выдачи им соответствующих документов (фото 7, 8). Среди самых запомнившихся: |
- Михаил Хайкин, знакомый еще по карате. Сменил со временем на посту председателя Федерации Владимира Сугатова. |
- Константин Сидорук. Приехал из Кишинева. Не принял геноцида против всего «нерумынского». До знакомства с читинским ушу с детства занимался карате. Рост за 180 и крепчайшее телосложение делали его «реальной машиной» в любом виде единоборств. Увы, есть машины иные. Успешно «разбираясь» на родине с национал-придурками, Костя ничего не мог поделать с их вдохновителями – президентом Мирчей Снегуром и министром внутренних дел, а после и министром обороны Ионом Косташем. Помню, очень рассмешил сподвижника, сообщив ему в доверительном разговоре, что господин Косташ, этот сын плененного «советами» сержанта румынской армии, «оплот становления подлинно румынского духа в Новой Молдове» в самом начале 80-х назывался не Ионом, а Иваном, был товарищем полковником и служил командиром авиадивизии неподалеку от Читы в гарнизоне на станции Степь. |
- Константин Пугач. Ниоткуда не приезжал. Зато – много ездил. Достойно представлял Читинскую областную федерацию практически на всех тогдашних всероссийских и не только семинарах по ушу. Реально пополнял копилку родного города методиками, полученными на Кавказе, в Туве, на Дальнем Востоке. Из Минска «привез» Хонг За Куэн (тогда в народе его называли «Южный Шаолинь»). А вообще, начинал с акробатики, бокса. Много чего взял в Улан-Удэ. Итог – при параметрах полусредневеса выиграл «в одну калитку» все поединки не только в собственной, но и в абсолютной весовой категории на первом открытом всестилевом чемпионате Читы. Вот бы из кого получился профи! К сожалению, от ушу Костя устал. Ушел в бизнес. |
Увы, со временем усталость от «общественных начал» накрыла и меня. Те же увлекательно-традиционные тренировки, на которые так нравилось ходить людям, для их организаторов чаще оборачивались другой, никак не дипломно-парадной стороной. |
Все тренеры – живые люди. Каждому дай-подай спортзал, денежное содержание. У каждого, при этом, – свои проблемы, амбиции. Понятно, реальными хозяйственниками были председатели. Но вся «идеология» лежала на ком? Впрочем, и от бытовых проблем отмахнуться не получалось. Тем более, хватало забот с китайцами. Им, кроме всего прочего, требовалось жилье, питание. Приходилось «переваривать» порой самые непредсказуемые их выкрутасы. |
«Зазвездившийся» Юй Пин пожелал видеть рядом с собой харбинскую невесту. При этом не спешил расставаться с новообретенной «невестой» из Читы. «Бабий бунт» докатился до Китая. Нам с Юрием Ивановичем приходилось отвечать на регулярно-возмущенные эпистолы тамошних родителей. Успокаивать родителей здешних… Кстати, позже кто-то из заезжих китайцев «подсказал», что из цилиньской Школы излишне плотоядного адепта исключили тоже из-за какой-то любовной истории. |
– Вот козлы. Не могли сразу сказать, шо и как, – поставил точку в деле нашего Ромео его опростоволосившийся опекун. |
Теперь что касается Сун Фу Мина. Угрюмоватый этот сельский тихоня не устоял перед соблазнами… уже не такими вечными. Попробовал параллельно с тренировками заняться перепродажей китайских товаров… Да неудачно… |
В общем, решил однажды, как говорили герои Шукшина, плюнуть на все это – слюной. На общество поработал – федерацию создал. Кусок хлеба есть – его дает служба. От нее же – ощущение подлинной житейской самореализации. Есть знания, чтобы заниматься любимым увлечением. А времени для этого – нет… А годы – идут… Так бы, наверное, и подался тогда в «индивидуалы». И Цуй Цзина (будущий мастер У Сюй), скорее всего, не было бы в России. И в Ростове-на-Дону сталось что-то или нет… Кто знает? …Знала, как всегда – СУДЬБА. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |