• Главная
  • О нас
  • Статьи
  • Контакты

 

 

УШУ – ЧИТА. Традиции житейская история (Продолжение) ЧАСТЬ 14. Слово – на заборе

              Не многие делайтесь учителями, зная,


               что мы подвергнемся большему осуждению.


                 Апостол Иаков (Иак. 3:1)


        Антично-китаец У Чэн Энь подарил миру «Путешествие на Запад». Забайкальский фольклор – понятие «Запад» для всего, что находится «по ту сторону Байкала». «Кавказский поход» – обогатил этим словом географию Читинского традиционного ушу. Мы узнали, что в Ростове-на-Дону имеются единомышленники. Я – о том, что маршрут отпускных выездов к родителям в Приазовье приятно уплотнился семинарами с этими самыми единомышленниками.


         Впрочем, несколько слов о Востоке. В данном контексте – о Чите. За полтора года число энтузиастов Традиционного ушу здесь серьезно возросло. К слову сказать, ничего иного у нас еще в то время, слава Богу, и не было. У Мастера У Сюя появились неплохие помощники. Во-первых, Андрей Черемухин, планомерно шагнувший в Удан из Танлана. Во-вторых, Павел Чернизов, до этого уверенно колотивший соперников на каратешном татами (сейчас больше известен в городе как популяризатор Йоги бега и музыкального этнофольклора).


         Занятия ушу и цигуном шли уже не на «Фигурке» и в «Роспечати», а на базе просторного специализированного зала бывшего областного Дворца пионеров, со временем ставшего Дворцом творчества молодежи (фото 1). Однако лишь «ушуйские» тренировки более-менее сытного хлеба насущного в Чите не обеспечивали. Неполные триста тысяч населения, да при местном менталитете – это не миллион с гаком того же Ростова, столицы санаторно-курортного юга России.


       Главную помощь по части насущной оказал все тот же благодарный инсультоисцеленный руководитель. Он устроил У Сюя штатным специалистом по массажу и лечебной гимнастике в подведомственный профилакторий «Горняк». Учреждение находилось на въезде в областной центр. Так что въезжали сюда бесперебойно не только небедные горняки, но и статусные горожане.


       Первая съемная квартира, машина, а после и небольшое кафе китайской кухни стали реальным фундаментом «уданского кулака». Да и нормальной человеческой жизни представителю этой Традиции. К У Сюю даже отец стал приезжать. С душевнейшим «дядей Ромой», который хорошо и по-доброму помнил совместную работу на заводе в Китае с советскими еще специалистами (именно оттуда был его Рома) мы быстро нашли общий язык (фото 2).


       В общем, Удан пай был теперь.., даже в Бердянске! В этот чудесный город у моря (фото 3) завели под завязь девяностых дела, так сказать, чисто семейные. Трое братьев: два полковника и доктор медицинских наук – задумали улучшить пенсионерскую жизнь родителей. Батя с матушкой жили в Мелитополе, имели дачу в поселке Преслав – в полутора километрах от моря. Хотелось соединить для них воедино цивилизованное жилье и дачу. Вместе с отцом на его зеленом «москвиче» отправились на разведку в Бердянск, наилучшим образом соединяющий цивилизацию и природу. Как сейчас помню. Намотавшись за субботу по "матросским" и "солдатским" слободкам, центральным и не очень улицам города-курорта, уже в приличных сумерках подъехали к автозаправке. Свет фар плавно прошелся по окошку кассы, ряду бензоколонок, серому бетонному забору в небольшом отдалении и… надписи на заборе – метровыми буквами: «УДАН ПАЙ». «Подводная лодка в степях Украины» – жила такая фраза в обиходе. Так вот, увидев на заправке эту самую лодку, я, наверное, удивился бы чуть меньше.


       Пока заправляли машину, выяснил, что надпись «принадлежит» находящемуся за забором спортзалу. Который «зараз» уже закрыт. А завтра с утра – точно будет работать: «воны там у выходной с десяти утра тренируються».


       Дислоцировались мы за 30 километров – в Преславе. Естественно, в воскресенье в 10.00 уже вовсю скрадывали след загадочного «Уданпая». Загадки добавил первый же взгляд на происходящее в зале. Ничего привычно-китайского не было и близко – обычный кикбокс. По словам тренера, приветливого, почти двухметрового атлета Олега Котляра, название их клуба «Удан Пай» пришло из дружественного клуба города Днепропетровска (сейчас Днепр – А.В.).


– У них там – такое же точно. Уже давно. А что значит – ни они, ни мы не вдавались как-то.


       Конечно, с Олегом мы законтачили плотнее. Конечно, рассказал ему и про кулачную Традицию гор Удан. И про сына китайско-пулеметчика.


       Ни о каких желтолицых антимахновцах он, понятно, и слыхом не слыхивал. Вспомнил, правда, об одном «интересном восточном дядьке», который давным-давно жил на Лисках («народное название» бывшей Солдатской слободки Бердянска), работал на заводе, а параллельно огородничал и врачевал.


– Когда надо было время свободное – шел в медпункт, поднимал себе как-то температуру под сорок – и на больничный.


       Именно там, на Лисках (фото 4), в идеальном месте по китайской «науке» Шан Шуй (Горы – Воды), мы прикупили первые свои дачно-спортивные сотки.


       А еще – квартиру. Уже почти в центре города. Вначале однокомнатную. А когда продали то, что имели в Мелитополе и Преславе – расширили цивилизованную жилплощадь, и капитально навалились на обустройство собственности слободской.


       Для чего нужны эти квартирно-дачные подробности? А вот для чего. Следующая по метражу квартира оказалась рядом с центральным стадионом и ДЮСШ №1, где тренировался костяк сборной Запорожской области по… спортивному ушу.


            Руководила процессом призер (по-моему, даже неоднократный) Европы, бесконечно влюбленная в ушу студентка факультета физвоспитания местного пединститута Екатерина Винниченко.


      С Катей, понятно, познакомился. Приезжая в Бердянск, приходил к ней на занятия. Наблюдал. Делал выводы. Увы, неутешительные для ушу спортивного. Попытки передать достойному уважения человеку что-то из своего опыта – развития не имели. Традиционным СОЗИДАТЕЛЬНЫМ практикам потогонно-травматичные «голы, очки, секунды» не оставляли места.


      Бросить райский уголок довольствоваться лишь «очками – секундами» было попросту несправедливо. На «поднятой с нуля» базе на Лисках начали проводить тренировки, семинары. Оргядром стал все тот же Олег Котляр, а еще – местные любители Багуа Чжан – отец и сын Александр и Виктор Родионовы, их последователь – тренер Киевского балета на льду по айс-акробатике Константин Голомазов. Вышли на давнего знакомого – Дмитрия Юркова, обосновавшегося в Кривом Роге. Он приезжал. Высоко оценил возможности уже имевшейся матбазы. К Бердянску и Кривому Рогу планировалось для начала добавить Харьков, где у брата-доктора был свой медцентр. Казалось, еще полшага – и Чита заявит о себе не только в России, но и на Украине. Увы, как-то все не давались эти полшага. Год, два, три…


      Поначалу – нервничал. Помаленьку – тупо свыкся. А вот теперь, умно созревши, сообщу. Самой по себе Традиции для всеобщего признания мало быть «такой вот – вот такой!..» И Юрию Монхоеву с Борисом Антоновым, и Герману Попову, а тем более Есену Исмаилову – явно было что сказать людям, кроме «очков – секунд». Но! – чтобы так, как это реализовалось в Ростове-на-Дону… сказать на уровне Чемпионата мира! Для этого Традиции нужен как минимум… свой Сергей Кутасов. Без подобных самоотверженных, волевых подвижников-организаторов – любое самое-самое может остаться… всего лишь надписью на заборе.


      В том же Бердянске. Где со временем кирдык-майдан вместо Традиционного ушу «прописал» нацбатальон «Азов». Увы, велика есть цена проволочек и недоделок… Не только в ушу.










Рейтинг@Mail.ru
О'K © 2014