Не многие делайтесь учителями, зная, |
что мы подвергнемся большему осуждению. |
Апостол Иаков (Иак. 3:1) |
Иногда даже физики с лириками сходятся во мнении. Взять великого ученого Михайлу Ломоносова и несравненного певца липовых аллей Ивана Тургенева. В разных, правда, категориях, но говорили похожее. У одного – материя, знаменитое «ничто и ниоткуда…», у другого – счастье: если в одном месте прибывало, то в другом непременно должно было убывать. В невеселую эту аксиому втыкался всякий раз, возвращаясь в Читу после очередных победных «хождений за три моря». Вот и на этот раз. |
Из всех прежних «федеративных наработок» остался фактически только «СКИФ». Здесь упорно держал оборону Николай Николаевич Гладких. Больше того, на зов его «ушуйской» души (реклама в СМИ, занятия с детьми и взрослыми) подтянулся тогда совсем молодой парень, а сейчас – международная гордость читинской Традиции Алексей Лавцевич (фото 1). |
В «Спартаке» работа не пошла. «Прописка» в СШ №38 «сгорела» из-за каких-то бюрократических нестыковок. В университете… вроде бы неглупый, искренне любящий ушу инструктор завалил вполне уже раскрученный проект в прах. Оказался совершенно безвольным человеком. Но самое грустное – из Читы навсегда ушел старый Китай. Последний его островок, семья Ван Чена, – фактически канул в Лету. Да, Иваныч был непростым человеком. Да, променял высокую мечту о Традиции на высокие доходы. Но я знал, что в городе есть хоть кто-то, кто помнил, как все начиналось. И вот – буквально ошарашивший меня факт: модный джип с сыном Чена Витей «принял» почти полный «автоматный» рожок. Гибель наследника сломила… и душу, и тело несгибаемого «китайского Сталина», как по-доброму шутя, называл я приятеля. Кстати, для него это было высшим комплиментом… |
Что было делать? Конечно же, возрождать ДУХ того, что ушло. В память о том же Иваныче, необычных стариках и тех, кто жил с ними вместе. |
Конкретно помог в этом тогда – Александр Данилович Литавин. Вместе с остатками группы ветеранов Федерации он закрепился сразу в двух школах одного из микрорайонов города. Выживал, в большей степени, благодаря помощи спонсора, интеллигентнейшего бизнесмена-хлебопека Александра Скворцова. Ушу и цигун увлеченно занимался не только он сам, но и сын, и жена, и даже… теща! Жаль – со временем всей большой родовой перебрались в Новосибирск. |
Однако, вернемся к Александру Литавину. Узенькую тропку в Китай мы проложили вместе с ним, когда я еще «зависал» в московско-ростовских далях. Неразумно было терять контакт с «Обществом ветеранов труда, любителей гимнастики Тайци Цюань». В дополнение к огромному желанию постигать Традицию у Данилыча была довольно высокооплачиваемая государственная работа. Разумную (а иногда и более чем) часть доходов от нее, равно как и от отпусков, он употреблял на поездки к друзьям-соседям, а после уже и к… этих друзей – друзьям. |
Когда оказывался в Чите – присоединялся к нему. Когда уезжал «зависать» – составляли подробный план взаимодействия с тем или иным мастером. |
Отрабатывался план на «пять с плюсом». Дополнялся, как правило, обстоятельной видеосъемкой. |
Так в нашем активе появились: |
- Шие маньчжурского Ян ши Тайцзи Цюань, почти девяностолетний долгожитель Ло Юн Кан и его чуть более молодой преемник Жань Кэ Чин (фото 2), |
- Всекитайская величина из Харбина – Патриарх стиля Тайцзи Танлан Мастер Ван Вэй Чан (фото 3), на доверительный контакт с которым удалось выйти только благодаря рекомендации Ло Юн Кана. |
- Полномочный представитель Дома кулачного искусства семьи Чэнь на севере Китая, преемник Школы «Цзинь ба шоу» («Восемь золотых рук») и «Чжу ша чжан» («Трансформация киноварных ладоней») даосского мастера Ян Юна и… всего лишь служащий местной железной дороги Ван Сичжун (фото 4). Посвятив детство Шаолиню, свой путь в Тайцзи Цюань он начинал у Мастера Жань Кэ Чина. Уже став признанным мэтром, называл его уважительно Шифу. Разве мог отказать Мастер Ван в подробных кулачных консультациях читинцам, протеже наставника. |
К слову, о консультациях и доверительных контактах уже не в «читинском», а в географическом Китае. Что бы они стоили без компетентных переводчиков? В этой связи отдельно добрым словом хочется вспомнить нашу первую ласточку надежды, ученицу Жань Кэ Чина, потомка забайкальских казаков-эмигрантов Ирину – с очень характерной фамилией Толстокулакова. Впоследствии просветительскую эстафету приняла уже ученица Ван Сичжуна, непременно благодарно упоминаемая в нашем кругу, – Зоя Чжан. Кстати, про компетентность – на момент знакомства с ней, – впридачу к русскому языку, имела 5-й мастерский дуань по Чэнь ши Тайцзи Цюань. |
В Чите со встречами и проводами гостей из Китая нас со временем стал хорошо выручать переводчик городской администрации Александр Волкотрубов. В свое время я помог устроить его на эту работу и, платя добром за добро, Александр Викторович помогал не только по линии, скажем так, сугубо официальной. Вместе с ним, серьезным знатоком китайского, мы не единожды «ревизовали» с точки зрения перевода видеоматериалы, которые собирал по интернету в Ростове любящий и понимающий толк в этом деле Дмитрий Елин. |
Не так давно Александр создал в Чите свой клуб цигун и тайцзи «Самоопределение». Это хорошо. Когда на лугу растет много разных цветов, луг от этого делается только красивее. |
Вернемся чуть в прошлое, чтобы еще раз сказать: эпоха «читинско-традиционного возрождения» начиналась не на пустом месте. И продолжилась – вполне конкретно. В связи с тем, что на основе Читинской области в две тысячи восьмом возник Забайкальский край, требовалось привести в соответствие и название… чуть было не почившей в бозе Федерации. Мы привели. В соответствие ПОЛНОЕ. В 2009 году зарегистрировали новую общественную организацию – «Федерацию традиционного ушу Забайкальского края». Председателем – единогласно утвердили Александра Даниловича Литавина. Что особенно радовало – наряду со стороной, так сказать, формальной, возрождалась ПОДЛИННОСТЬ линии Читинской Традиции. Вот характерный пример. В одной из первых статусных поездок делегации «новорожденной» Федерации в Маньчжурию – нас принимали уже не только в спортзалах, но и на банкете. Давал его руководитель городского спорткомитета. Просто так «опрокинуть бокал» – это не по-китайски. Под первый тост Дружбы главное действующее лицо решило выслушать, что привело каждого из его русских гостей к занятиям очень и очень китайским искусством. Мол, за это он и поднимет свой бокал (благо с их стороны работал хороший переводчик, поэтому процесс общения протекал очень и очень гармонично). |
Ваш покорный слуга (автор повествования) входил в состав руководства «гостевого десанта». А еще накануне в присутствии местных начальников ему пришлось выступить с показательной программой. Особенно были отмечены комплексы с мечом. С меня, а также этих комплексов тостующий и начал. Дескать, не буду спрашивать господина Попова, за него говорит его меч, а еще то, что он достойно продолжает традицию своих далеких предков (о моей родословной в Маньчжурии уже знали). Следующим за столом сидел Николай Николаевич Гладких. Его подняли. С присущей скромностью и лаконизмом он «отрапортовал»: |
– В китайское искусство привела фамилия родного деда Ванчанли. |
Пауза на перевод. Восторженное удивление того, кому переводили. И уже под общий застольный восторг перевод ответный: |
– Господин начальник нашего спорта говорит, что вы, наверное, родственники. Его зовут Ван Чанчун, а вас, по вашему дедушке, Ван Чанли… |
Понятно, сколь позитивный тон дальнейшим посиделкам задал этот «кровно-родственный» момент. |
Как говорится, шутки шутками, но именно фактор соседскости, вплоть до той самой кровно-родственной, с самого начала выделял и выделяет до сих пор Читу и характер наших взаимоотношений с носителями Подлинной Традиции из Китая. Мы общаемся откровенно, как близкие люди, а не как туристо-покупатели с продавцами (фото 5). |
На этой же волне – искренних взаимоотношений с ведущими специалистами Всекитайской Ассоциации оздоровительного цигун (фото 6, 7) – возникла в Чите впоследствии и Ассоциация традиционного ушу и оздоровительного цигун. Ее возглавил нареченный родственник высокого спортивного функционера из Китая Николай Николаевич Гладких. |
Искренность и откровенность в обмене информацией об оздоровительных и прикладных практиках гарантировали подлинное качество занятий с людьми в Чите (фото 8, 9) и по всей России. Помогали и помогают выбирать верный курс в становлении Традиции. В этом смысле, можно назвать показательным наш сравнительно недавний выход на Мастера И Цюань (Да Чэн Цюань) Ли Янцзюна. |
В Поднебесной не зря считают, что созданный всего лишь в прошлом веке великим Ван Сян Чжаем стиль И Цюань вобрал все лучшее из столетий опыта китайского «Искусства кулака». На совместных занятиях с Мастером Ли (фото 10) убеждаешься в этом воочию и понимаешь, почему признанные мастера попросили учителя Вана называть свое детище вместо И Цюань («Кулак Воли») – Да Чэн Цюань, что означает «Кулак Великого Свершения». |
Наберусь смелости сказать, что сейчас в нашем кругу в Чите происходит процесс, в чем-то схожий (пусть даже отдаленно), с поиском и обретениями Ван Сян Чжая. Ведь спустя годы и годы постижение подлинной Традиции, общение с ее носителями из Китая (кстати, не такими уж и многочисленными и у себя на родине), даже ознакомление с какой-то интернет-информацией – идет не для того, чтобы, бросаясь из крайности в крайность, механически перенимать их методики. Цель – сравнивать то, что взяли для себя из Великого Наследия – они. И что – мы. Делать выводы. Добавлять что-то «помаленьку» в свое Гунфу, как наставляли еще в конце семидесятых дедушка Коля Лизыян и его сын Александр. То есть продолжать учиться. А значит – жить. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |