Не многие делайтесь учителями, зная, |
что мы подвергнемся большему осуждению. |
Апостол Иаков (Иак. 3:1) |
Точную дату не помню. Где-то в канун, либо в начале… не к ночи будет помянутой перестройки «Грузия-фильм» подарила советской еще аудитории очередную и, кажется, последнюю свою кинопритчу-жемчужину. В стиле, развивающем неповторимо-изобразительность популярной в свое время ленты «Я, бабушка, Илико и Илларион», обыгрывалась мысль, что всякая дорога лишь тогда имеет смысл, если ведет к ХРАМУ. Была в фильме и трогательно-провинциальная улочка, и церковь где-то в конце ее. Вот это запомнилось. Навсегда. И немудрено. Ведь через этот образ надо воспринимать и жизнь человека, и любое его начинание. Тем более, если оно претендует на то, чтобы называться большим. |
Сейчас на вводных занятиях с новичками, а иногда и просто так, но! не всуе – мы поясняем в каком-то смысле универсальную суть постижения Традиции – через образ горы. Конус с широкой каменно-крепкой опорой – это та структура, в которую человек должен «встраивать» с помощью тренировок – восхождений свою физическую и энергетическую природу, чтобы она была здоровой, суть – гармоничной. Вершина, с невесомо-чистыми облаками, – область его Духа. Устремлений духовных, которые в «прикладном» смысле определяют «линию кулака» и в совсем уж более высоком и тонком – Линию Жизни. Вектор линии намечаем чуть жестче: «Анатомия хребта свиньи не дает ей возможности видеть звезды. Человеку такую возможность Творец предоставил, создав его по образу и подобию своему». |
Итак – ТВОРЕЦ! А куда же без Него. Для тех, кто выполняет подлинные Гунфу-практики, здесь нет повода для дискуссий. В процессе того же «Соединения с Пространством», в ходе большего и большего углубления в эту древнюю, казалось бы, всего лишь «кулачную» практику, все отчетливее осознаешь, ощущаешь – что оно такое есть, это ПРОСТРАНСТВО. Да, это лишь предтеча невидимого обычному глазу ТВОРЦА. Его, скажем так, иньская эманация, великодушно предоставляемая нам в высоких ощущениях в Мире видимом. |
Но! они ведь реально присутствуют. Ощущения эти. |
Однако! |
Однако предложу вернуться в читинское прошлое. К незабываемо-поворотным соревнованиям по карате. К комментариям происходящего на них «кильдимско-наставника». Начни он с того, что среди наших, не «деревянных», есть те, кто подскажет лейтенанту Советской Армии «Путь изменчивой силы», выведет через нее на пестование душ Хунь, По и ощущение присутствия Творца, – очень может быть, полковник из лейтенанта, «перепуганного» философско-нагроможденностями, вышел бы совсем иным. А именно – всего лишь плохим или хорошим каратистом. В приложение, разумеется, – худо-бедным знатоком китайской кухни. Пополнил бы свою «кровно-родственность» знаниями соответственной этнокультуры. Может быть, даже китайский выучил во всех объемах, каллиграфию возлюбил бы… Но особе, в силу возраста жаждущей «подвигов» в единоборствах, было сказано просто и – неотразимо: «Тебя научат драться лучше этих». И все. |
Не огорчайтесь. «Все» это не про повествование. Это – про аргументационный ряд тогда, на соревнованиях. Сейчас, в продолжаемом повествовании, аргументация пойдет дальше. К еще одной, плотно привязанной сюда же, «кулачной» истине, в точности пришедшей… проросшей лишь с годами. Коснемся важнейшего, пожалуй, феномена Традиционного ушу, или Гунфу кулака. Которое – если называть единоборством – очень и очень глубоко продуманно-разработанное явление этого ряда. И которое – если снова как о том же единоборстве – таковым является лишь отчасти. |
Единоборств – много. И не только спортивных. Бурят-монгольский Бухэ Барилдаан, якутский Хапсагай, адыгейский Хеч-хас, молдавская Трынтэ, грузинское Чидаоба, общетюркский Куреш… Разнообразие – невероятное. Так же, как и сходство. В соревнованиях и тренировках. |
В ходе первых – спортивные комментаторы шумно восхищаются железной волей либо атлетической подготовкой участников. В ходе вторых – участники эти привычно рвут тяжести, трамбуют спинами и не только… ковры, татами и настилы, прыгают, бегают и… не подозревают, что совершенствуют (пусть даже слишком энергозатратно) содержащееся в каждом триединство сил: плоти, энергии и Духа. Они просто – тренируются. Просто – выступают. Иногда при этом за поддержкой обращаясь к психологии. Вариант худший – к химии. Когда с помощью запрещенных, либо не очень запрещенных, препаратов самоубийственно выжимают из вышеозначенного триединства жизненный потенциал. |
В Традиционном «искусстве кулака» многие сотни лет назад шумно-восторженную неопределенность четко разложили на составляющие: Цзин, Ци и Шэнь. Выделили квинтэссенцию той самой «железной воли» – всесокрушающую И. Методически конкретно расписали, как их совершенствовать, эффективно и без вреда здоровью использовать в «боевой» практике – ударных и бросковых приемах, которые здесь – никак не набор случайных действий. |
Но самое главное, казалось бы, обычные эти механические действия благодаря Гунфу-подходу удалось наполнить возможностью подводить практикующего к высоким состояниям ОЩУЩАЕМОГО приближения к ТВОРЦУ, ДАО, ТЕНГРИ, БУДДОВОСТИ (а никак не к нынешним хитроватым «пророкам» из интернета). |
Методически расписанный доступ даже к таким «высоким материям» особенно интересен сейчас. |
В прошлые столетия и даже десятилетия «боевая» сторона Традиции имела, скажем так, конкретный спрос – времена были соответствующие, нравы тоже. Времена меняются – нравы смягчились. Отдав годы постижению Традиции можно, изините, так и не попасть в ситуацию, требующую вставить кому-то «в бубен». И что? Годы прошли напрасно? Если только и только «единоборничал» – возможно. Если был посвящен во что-то более высокое и потому знал, что единоборец ты лишь отчасти – разочарования не будет. |
Конечно, к тонким истинам в Традиции подводят постепенно, по мере того, как в ходе тренировок все больше гармонизируется физическая и энергетическая природа и в результате – глубже и тоньше становится мировоззрение «подводимых». Лучше это доброе дело начинать «выстраивать» пораньше. |
Вспоминаются первые региональные и всероссийские соревнования по Традиционному ушу в Ростове-на-Дону. Организационно-потел, понятно, – Сергей Кутасов. Подключались Сергей Ткаченко, Дмитрий Елин. Я – хоть и не потел, но, как говорится, тоже не дурака валял. Кто чем мог концентрировали качество и поучительность мероприятий. Обратили, в частности, внимание на то, как по-разному вела себя перед началом поединков детвора из республик Кавказа и, скажем так, более северных регионов России. Первые (пусть, не все) в порыве искренних эмоций вершили молитву. У вторых подобное встречалось крайне редко. «Официально» поддержали благие порывы подрастающего поколения. Объявили в микрофон, что видим в них главное достижение происходящего. Если участие в соревнованиях, равно как и в тренировках, обращают мысли и сердце к таким высоким проявлениям, значит оно – не напрасно. |
Со временем и «северяне» стали более открытыми. |
Ах, как захотелось несколько лет спустя, чтобы «ткнулся» в эту статистику один «строгий дядя» из московской церкви… |
В ходе очередной столично-прогулки с инструктором тамошнего отделения Ассоциации Игорем Щербининым нам… ну очень «пригрело» на практике «поразмышлять» об одной из тонких «ушуйских» методик. Выбрали для этого безлюдный, прилично подзапущенный глухой уголок подворья небольшого храма. Тихо-благоговейное «торжество душ» было прервано громких, явственно грубым окриком: |
– Вы что тут делаете?! |
Попытались объяснить «источнику громкости» – жидкобородому тощенькому мужчинке в рясе, – дескать, рассуждаем о самосовершенствовании с помощью дыхательной гимнастики. Вот и место нашли подходящее. |
В ответ – уже конкретный рявк: мол, все эти самосовершенствования – богохульство. Мол, он, громко-мужчинка, это знает доподлинно, ибо сам раньше двадцать лет занимался карате… |
Не стали спорить. Ушли. С досадой. Ворча при этом про то, как вот такие жиденько-громкие, а еще больше те, которые на службу в Храм – на дорогущих «джипах», вольно или невольно застят в глазах многих людей свет Благодатного Пасхального Огня. |
Впрочем, мир не без добрых людей. Именно с таким – священником Майкопской и Адыгейской Епархии Русской православной церкви свела однажды судьба. Свела, чтобы открыть через него очередное, решительное подтверждение общности в восхождении к Горним Мирам – вне зависимости от конкретного «маршрута» Духа, то есть конкретного вероисповедания. И что в восхождении этом, в том самом, обруганном когда-то на церковном подворье, самосовершенствовании, человек стяжает вовсе не хулу, но! – причастность свою к ТВОРЦУ. |
Отец Александр не занимался двадцать лет карате. Он учился в Киевской духовной академии, расположенной на территории Киево-Печерской Лавры. Не понаслышке знал о легендарных православных столпниках и затворниках, о Синергетике и Исихии. Поделился копиями книг по традиции «умносердечного себяделания» в православном христианстве. С интересом выслушивал мою информацию о «себяделании» восточном… |
Так сошлось, что к лету 2009 года автору этих строк надо было выбирать, куда спешить из очередной «западной» поездки. В далеком Китае ожидалось торжественное открытие даосского монастыря «Нинчжэньгун» ( фото 1) настоятеля Вэнь Шиляна. В Чите должен был начинать работу долгожданный буддийский дацан «Дамба Брайбунлинг» ( фтото 2)… Спешить я не стал никуда. Всерьез задержался – в Майкопе. В окрестностях его тем же летом 2009-го благословили посещения возрожденной, можно сказать, из пепла, крупнейшей на Северном Кавказе православной обители – Свято-Михайло-Афонского монастыря ( фото 3), основанного в XIX веке выходцами со Святой горы Афон в честь замирения на Юге России. |
Кстати, начало работы храма «Место собрания риса учения Будды» (так переводится на русский «Дамба Брайбунлинг») от меня тоже не ушло. Его открытие по обьективным причинам было перенесено на 2010 год… |
![]() |
![]() |
![]() |